Футуризм в сюрреализме

картина футуризм в сюрреализме бабочка летит над лабиринтом

Футуризм в сюрреалистичном жанре, равно как и кубизм с фовизмом — грани одного целого. То, что эти ответвления появятся однажды, можно было с лёгкостью предрекать ещё с момента его зарождения. От этого картины художников, придерживающихся направления, только выиграли. О каждом из них по-порядку в данной публикации.

Футуризм в сюрреализме

Это течение характерно для Италии и России в начале ХХ века. Основным принципом сюрреалистичного футуризма является возвеличивание промышленности будущего, а не искусство прошлого. На полотнах изображаются элементы научно-технического прогресса: автомобили, пароходы, самолеты и прочее.

*Важным считается подчеркнуть возможные социальные проблемы, которые связаны с будущим.

Футуризм начался с литературы и, в частности, с Филиппо Маринетти и его манифеста футуризма в 1909 году. Машина и то, насколько она технически совершенна было важней эмоций.

Для приверженцев было важно выразить динамичность мира и его изменчивость. Ярким примером картин этого жанра является работа Джино Северини «Санитарный поезд, мчащийся через город».
Течение имеет значительный политический подтекст. Искусство использовалось как средство для борьбы с традициями, правилами. Представители сюрреалистичного футуризма прославляли достаточно насильственные способы разрешения мировых конфликтов. Для них война – это очищение общества. И многие из адептов этого течения впоследствии становились добровольцами в Первую мировую войну и шли на фронт.
В России жанр отличался тем, что не отвергал прошлое, а, наоборот, стремился к сохранению национального и культурного наследия.
Характерные черты футуризма в живописи:

  • четкие формы и яркие цвета;
  • выражение личной политической ориентации;
  • динамика изображений;
  • попытки передачи звуков.

Роль кубизма в сюрреализме

Основателем этого необычного направления является Поль Сезанн. Именно его идеи привели к его возникновению, а также повлияли на Пабло Пикассо.

Благодаря двум художникам – Пабло Пикассо и Жоржу Браку возник всем привычные очертания стиля в 1907 году. Первой характерной для этого течения картиной считается творение «Авиньонские девицы» Пабло Пикассо. Грубые, линии, острые углы, изогнутые формы изображения очень далекое от реальности.

Главный принцип сюрреалистичного кубизма – плоское изображение реальности, где нет перспективы и светотени. Изображения далеки от логики и рациональности: они как будто собраны из разных частей. Изображая так предметы, художники пытались показать зрителям что такое объем, из чего он состоит, как он выглядит со всех сторон. Стало важным такое понятие, как время – зритель изучает картину, долго рассматривает изображенный на ней предмет, как бы заглядывая в него, мысленно собирая тот пазл, который изобразил художник.

Кубисты становились сюрреалистами, чтобы изображать не то, что они видят, а то, что знают. Для мира искусства направление считалось смешным и непонятным, его критиковали и насмехались. Однако, это не помешало ему эволюционировать, и в результате чего были выделены три периода развития кубизма как в сюрреализме так и в живописи в целом:

  • сезанновский – объем передается с помощью цвета;
  • аналитический – художники делят привычные объекты на геометрические фигуры, проникая в суть вещей;
  • синтетический – изображение становится плоским, добавляются наклейки и надписи, становятся популярны коллажи.

Но, для развития живописи он оказал как положительное, так и отрицательное влияние.

К положительным можно отнести:

  1.  возможность восприятия по-новому;
  2. проявление индивидуальности и личного ощущения мира;
  3. эмоциональность творений.

Негативное влияние, в основном, проявляется в примитивизации искусства, отказе от реалистичности.

Фовизм в сюрреализме

Само название этого течения образовано от французского слова «дикий». Его визитная карточка – это смелые эксперименты с цветом, яркое выражение своих эмоций и ощущений. Художники упразднили перспективу и светотень, критиковали классический, академический рисунок. Одна из ключевых фигур среди фовистов в сюрреализме — художник Анри Матисс. Однажды он сказал фразу: «нет пользы в копиях предметов» и был прав.

Однако, художники выражали свои эмоции не только экспрессивными цветами. Так же они использовали и приглушенные оттенки, но не стандартными способами, передавая таким образом не саму реальность, а эмоции художника.
Расцвет течения приходится на 1904 — 1908 г. Представители фовизма впоследствии разделились. Одни и дальше работали в этом стиле, другие продолжили искать себя и становились поклонниками или основателями других направлений, как, например, Пикассо к кубизму пришел через фовизм.

Черты фовизма в сюрреализме:

  •  яркие цвета и их нестандартное использование;
  • резкие линии, динамика композиции;
  • экспрессивность;
  • потеря объемов из-за отказа от светотени и перспективы;
  • превосходство внутренних ощущений художника и его видения над реальностью.

Стоит отметить, что картины фовистов скорее можно назвать банальными, ведь главными сюжетами были чаще всего портреты, пейзажи и натюрморты. Однако, это компенсировалось цветами и формой – теми инструментами, которые помогали художникам выразить свои эмоции.

Сюрреалистичный абстракционизм

Этот стиль в живописи не признает реальное отражение мира. Задача абстракционизма – вызвать у зрителя эмоции. Абстракционизм нельзя считать целостным направлением, это больше совокупность разных техник и практик.
Возник в 1910 году с подачи русского художника Василия Кандинского. Он обнаружил, что в перевернутом виде картины выглядят значительно лучше и решил применять абстракции во всех своих работах. Возникновение стиля связано с предреволюционными настроениями в обществе и потребностью в переменах. Это художественное направление удовлетворило потребность людей, утомленных существующими традициями, в новом.

Благодаря абстракционизму перестали существовать рамки и ограничения, художник смог выражать на холсте все свои мысли, ощущения, эмоции и переживания

Главные представители абстракционизма в сюрреалистичной живописи: В. Кандинский, К. Малевич, П. Мондриан, Н. Гончарова. Со временем к нему добавились направления:

  • геометрический – преобладание четкости в линиях и формах;
  • цветовой – передача эмоций с помощью цветов и их сочетаний;
  • минималистичный – преобладание сдержанных цветов, форм и линий;
  • экспрессивный – выражение движения и динамики в произведениях.

Футуристический сюрреализм сыграл достаточно весомую роль в обществе того времени. Ведь, приверженцы его идей, та самая активная часть населения, которая призвана двигать его вперёд не обращая внимания на традиции и устои.