Модернизм в сюрреализме — особенности направления

модернизм сюрреализм картина

Как и модернизм в целом, сюрреализм — его продолжение, он ставил своей задачей изобрести новый способ художественного выражения творческих замыслов. Сторонники этого направления в искусстве переосмыслили цели и задачи всех жанров: живописи, литературы, театра, зарождающегося кино. Они декларировали творчество как средство воплощения иррационального и бессознательного.
Кризис мировоззрения и пересмотр социальных концепций в начале ХХ в. привел к революционным изменениям в культуре и искусстве. Мир был захвачен модернизмом, под лозунгом которого живописцы, поэты, режиссеры искали новый художественный язык. В результате чего и появились различные направления современного искусства, одним из самых любопытных является — сюрреализм.

Возникновение сюрреалистического модернизма

Само слово «сюрреализм» ввел в оборот французский поэт и драматург Г. Аполлинер. Он придумал этот неологизм в 1917 году, чтобы объяснить зрителю свое новое видение театрального искусства, представляя авангардную пьесу «Груди Тирезия». Автор объяснял всю странность происходящего на сцене тем, что «колесо не похоже на ногу, но способно подражать ходьбе  это и есть бессознательный сюрреализм».

Родоначальником философии сюрреализма принято считать французского писателя Анри Бретона. В историю искусств он вошел как теоретик одного из самых экзотических художественных направлений. Бретон критиковал классическое искусство за попытки всего лишь запечатлеть объективную реальность. В то время как настоящий художник, по его мнению, должен стать проводником между тем, что воспринимают органы чувств человека и тем, что происходит в глубинах его подсознания.

Представители модернизма в искусстве сюрреализма

В 1924 году была опубликована совместная работа А. Бретона и Л. Арагона «Манфест сюрреализма», которая произвела фурор в творческой среде.

У французского авангардиста нашлось много последователей и единомышленников, которые придерживались следующих принципов создания «сверхреальности» (именно так дословно переводится слово «сюрреализм»):

  • нигилизм — отвергаются все известные фундаментальные основы познания;девальвация — обесцениваются все достижения классической культуры;
  • декомпозиция — все явления, процессы и события объективной реальности представляются вне существующих между ними связей;
  • парадоксальность – в одно целое могут соединяться части, которые никогда не пересекаются в повседневной жизни и природе;
  • иррациональность – отвергается логически-рациональный подход к созданию сюжетов, развитию событий, построению композиции. Они не подчиняются никаким законам, поскольку являются плодом чувственного познания и подсознания человека;
  • экзистенциональность – человек в новом искусстве оторван от внешней реальности и зависит только от происходящего в его внутреннем мире.

Построенный на этих принципах новый художественный язык стал активно использоваться авангардистами экспериментаторами практически во всех жанрах искусства.

Основные направления в модернизме

В процессе поиска нового художественного языка использовались разные подходы к «пересмотру мироустройства». Это привело к появлению нескольких направлений внутри одного художественного течения: архаический сюрреализм. Его приверженцы постоянно сопоставляют в своих произведениях человека нового века с теми, кто придерживается традиционный ценностей и представлений. Тот, кто не разделяет идей авангардизма, насмешливо представляется в образе античеловека – грубой карикатуры;
феноменологический сюрреализм. Основан на разрушении традиционных связей между частями целого с последующим парадоксальным соединением компонентов разных явлений и процессов в новое целое.

Авторы таких литературных произведений стремились к созданию новых слов и семантических конструкций, смысл которых читатель должен был понять на интуитивном уровне, обращаясь к своему воображению и подсознанию. В живописи и скульптуре это направление проявилось в виде изображений, где в одно целое соединены части живого и неживого, реального и вымышленного — в мистический сюрреализм.

К этой группе относятся авторы, полностью отказавшиеся от попыток изобразить окружающую действительность. Сюжет и смысл их произведений сложно истолковать однозначно, поскольку у художников не было цели запечатлеть какой либо конкретный объект реальности. Часто за основу сюжета авторы брали сны, видения, фантазии.

Все модернистские сюрреалисты стремились полностью отключиться от логических связей, известных фактов, традиционных художественных приемов. Чем более причудливым и странным получался творческий продукт, тем в большей степени он считался соответствующим принципам и целям нового искусства. Модернистский сюрреализм по своему содержанию не просто художественное направление, а новый тип мышления и осознания реальности, экстравагантный способ суждений и образ жизни.