Течения в сюрреализме

сюрреалистичные картины в ряд

Какое произведение стало первым в течении сюрреализма я уже упомянул в одной из моих предыдущих публикаций. А сегодня вижу смысл рассказать о первоисточниках его создававших. Ведь не спроста начали рождаться на свет гении так сильно продвинувшие этот жанр вперёд.

Для двадцатого века сюрреализм стал знаменем эпохи: замысловатые сюжеты картин, их яркие вызывающие детали не оставляли равнодушным никого. Даже сегодня, попав на выставку, вполне вероятно, вы можете пройти мимо пары-тройки пейзажей, однако глаз тут же зацепится за чудаковатое творение художника-сюрреалиста, подавая мозгу сигнал разобраться, что же происходит на полотне.

Впрочем, сюрреализм стараниями Сальвадора Дали – явление довольно понятное, а вот многие родственные ему направления, вызывающие не меньший интерес, незаслуженно остаются в тени.

Дадаизм

Это направление появилось в авангардистском искусстве как реакция на трагические события Первой мировой войны. Пережитый ужас тех лет заставил художников переосмыслить подход к искусству: теперь они сосредоточились не на том, чтобы создать эстетически привлекательное произведение, а на том, чтобы путем создания определенного концепта как можно сильнее задеть зрителя и вовлечь его в диалог. Художники отвергали нормы морали и стандарты академического искусства, выражая таким образом свой протест.

Характерные техники: коллаж, использование «реди-мейдов» (предметы быта наподобие ржавого колеса или старой мебели).

Знаковые работы: «Фонтан» Марселя Дюшана – перевернутый писсуар, подписанный вымышленным именем; «Китайский соловей» Макса Эрнста – фотоколлаж, составленный из частей человеческого тела и военной техники.

Абстракционизм

Этот стиль также является формой протеста против устоявшихся норм классического искусства. Абстракционизм зародился, когда в обществе бродили революционные настроения и люди жаждали перемен. Главный принцип художников-абстракционистов – отречение от реалистичности изображения.

Характерные техники: нестандартные цветовые решения, использование абстрактных форм.

Знаковые работы: «Первая абстрактная акварель» Василия Кандинского – на этой картине с помощью акварели, туши и карандаша изображены различные геометрические фигуры; «Композиция с красным, синим и желтым» Пита Мондриана – здесь художник передать через абстракцию саму суть жизни.

Футуризм

Был создан в противовес традиционной культуре и провозглашал новую концепцию красоты, основанную на достижениях индустриальной эпохи. Взгляд художников был устремлен в будущее, поэтому футуристы прославляли урбанизацию и технический прогресс.

Характерные техники: геометрические формы и динамичность изображений, изобилие строгих форм и ярких цветов.

Знаковые работы: «Движение автомобиля» Джакомо Баллы – на полотне в изобразительной форме передано непосредственно движение автомобиля, «Симультанные образы» Умберто Боччони – портрет женщины, вписанный в городское пространство.

Фовизм

Один из представителей фовизма Анри Матисс определял сущность фовизма следующим образом: «Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось?  Важно показать отношение предмета к художнику, к его личности и способность художника организовать свои ощущения и чувства». Художники-фовисты стремились в своих работах показать эмоции и внутреннее состояние творца.

Характерные техники: яркие кричащие цвета, игра на контрастах, отказ от линейной перспективы и светотени, плоскостность изображений.

Знаковые работы: «Танец» Анри Матисса – в картине использованы всего три цвета: красный для людей, зеленый для холма и синий для неба. Сама картина представляет собой хоровод обнаженных людей на вершине холма.

Кубизм

Главной задачей кубистов было расчленить трехмерный объект на простые составляющие, а затем перенести его на холст в двухмерном виде. Вопреки распространенному мнению, кубизм не упрощает видение мира, а расширяет его. Ведь таким образом зритель смотрит на предмет с разных сторон одновременно.

Характерные техники: грубые угловатые штрихи, прямые геометрические формы.

Знаковые работы: «Авиньонские девицы» Пабло Пикассо – на картине изображены обнаженные женщины, при этом каждая выполнена в отличной от других художественной манере.

Импрессионизм

Суть данного направления – отобразить переменчивость окружающего мира. Импрессионисты стремились уйти от статичности и придать своим картинам динамику, делая их более живыми. Задачей было не детальное изображение объектов, а передача посредством живописи самого впечатления, которое испытывает человек при взгляде на них.

Характерные техники: использование усиливающих друг друга цветов (например, желтый и фиолетовый), короткие быстрые мазки, интенсивные цвета и яркие оттенки.

Знаковые работы: «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне – на полотне изображен порт Гавра в утреннем тумане, в картине преобладают голубые и желтые тона; «Звезда балета» Эдгара Дега – в центре холста упивающаяся овациями зрителей балерина, заметен резкий контраст белого и красного.

Экспрессионизм

Художники-экспрессионисты передавали посредством изобразительного искусства свое эмоциональное состояние. Как и дадаизм, экспрессионизм зародился как реакция на ужасы Первой мировой войны и пугающие реалии начала двадцатого века.

Характерные техники: абстрактные формы, кривые линии, контрастные цвета, упрощения и преувеличения.

Знаковые работы: «Крик» Эдварда Мунка – на полотне изображен кричащий от отчаяния человек. Пейзаж позади него имеет волнообразный вид, будто бы он реагируя на издаваемый крик.

Течений и характерных различий различий, при множестве названий, по факту не так уж много. Да, чуть отличаются техники, но основной посыл сохраняется неизменно. Изображая нетривиальные сюжетына сюрреалистичных картинах автор принуждает зрителя мыслить. А это — хорошо и правильно!