Характерные черты сюрреализма

Картины художников сюрреалистов с характерными чертами

Как понять что перед вами картина написана в жанре сюрреализма? Представители выделили характерные основные черты, определяющие его в любом из искусств: литературе, скульптуре, живописи. Лучше всего изаметить их все на примере картины С. Дали — «Постоянство памяти».

Начало 20 века знакомит человечество с появлением в искусстве нового течения под названием сюрреализм. Что же ему характерно и как его отличить? Если вкратце, для понятия, художники этого течения изображают на своих холстах странные объекты. Для сюрреалистов не существует никаких преград, всё что задумано – может смело воплощаться. Сюрреализм также присутствует в кино, литературе, живописи, архитектуре, фотографии, рекламе.

Основные черты направления

Так как течение возникло во Франции, то можно отталкиваться от перевода его приставки. Итак, «сюр-» переводится как «сверх-». Следовательно, можно понять, что в этом направлении изображается что-то большее, чем просто реальность.

Цель сюрреализма – показать что-то нестандартное, выйти за рамки, отражать свои фантазии, мысли и сны. Конечно же, нужно уметь выразить всё это как словами, так и действиями.

Основными особенностями направления считаются странные сочетания цветов и формы, большое количество символов, в которых скрывается глубокий смысл. Образы в сюрреализме очень переменчивы, присущ абсурдный сюжет, визуальный обман и свобода. Хоть и в сюрреализме тоже присутствуют некие правила, художники чаще всего любили их нарушать. Такова природа приверженцев стиля. Давайте рассмотрим данное направление с шедевров некоторых мастеров разных сфер работы.

Живопись

Если речь заходит о сюрреализме, то нельзя не упомянуть Сальвадора Дали. Художник сам возглашал: «Сюрреализм – это я!». И вправду, для большинства зрителей художник является лицом направления и равен ему.
Поговорим о его картине «Постоянство памяти». Есть также второе название у шедевра – «Мягкие часы». Это также первая работа, которую упоминают при разговоре о Дали.
У данного шедевра есть богатая история его появления на свет. Живописец создал эту картину всего за пару часов, пока его жена отсутствовала дома — была в кинотеатре с товарищами. Сальвадору в тот день нездоровилось, поэтому он предпочел остаться дома. В процессе рисования картины, живописец воображал мягкий сыр. Он представлял, что продукт меняет форму, при этом остается очень эластичным и легко поддается манипуляциям. Поэтому при просмотре картины также можно заметить, что часы на ней стекают как расплавленный сыр. Здесь и прорисовывается основная черта сюрреализма – художник не придается здравому смыслу, он просто воплощает свои мысли в реальность.

Бельгийский живописец Рене Магритт также часто упоминается в темах сюрреализма. Его работам присуща своеобразность. Каждая из них сочетает в себе образы, способ изображения которых очень разнообразен. Даже названиям картин художник уделял достаточно времени. Они также подталкивали зрителя на размышления, при этом нехотя он становился философом. Сам писатель за это назвал себя «магическим реалистом». Благодаря этому сюрреализм Рене также часто называют «парадоксальным».

Некоторые работы живописца часто можно спутать с реальностью. К примеру, взять картину «Империя света». Казалось бы, изображен простой дом с фонарем и обычное небо. Но тут то и проявляется парадокс. Состоит он в том, что внизу темная ночь, а наверху — ясный день. Рене очень любил соединять то, что в природе невозможно.

Немецкую художницу Мерет Оппенгейм называют иконой сюрреализма. В возрасте 23 лет девушка уже создала шедевр во время чаепития с Пикассо. Шедевром является картина под названием «Чашка, блюдце и ложка в меховой обшивке». По названию сразу становится ясно, что изображено на холсте. Этот меховой набор является образцом сюрреализма и вершиной абсурда. Данная работа стала одним из экспонатов Нью-Йоркского музея современного искусства уже в 1936 году. В ней обыграна также совместимость несовместимых вещей: мех неприятен языку, но приятен коже.

Кино

Не отходя далеко от Сальвадора Дали, поговорим о его общем фильме с испанским режиссером Луисом Банюэлем под названием «Андалузский пес». Это довольно знатный фильм в направлении сюрреализм.
Двадцать минут немого фильма с очень странными образами. Они, как и несут в себе какой-то смысл, так и наоборот – совершенно без него. Актер в фильме режет свой глаз станком для бритья, из руки персонажа начинают лезть муравьи, парень тянет за собой пару роялей, к которым прицеплены ослы. Данный фильм оставался в прокате около 8 месяцев.

После просмотра «Андалузского пса» можно сделать вывод, что фильм очень точно раскрывает все черты направления в сфере кино:

  • Нет четкого сюжета, короткие зарисовки даже могут быть не связаны между собой
  • Бредовые образы, которые очень гармонично вписываются в сюжет
  • Чувствам героя присущ сексуальное желание, тоска и страх.
  • Наступление на религию
  • События, которые происходили в фильме объяснить тяжело, всё это похоже на сон

Фотография

Зародил направление сюрреализма в фото — Филипп Халсман. Он создавал фото Вуди Аллену, Альберту Эйнштейну, Альфреду Хичкоку, Мэрилин Монро и многим другим известным личностям с разных сфер деятельности.
В этой истории без Сальвадора Дали тоже не обойдется. Плотное сотрудничество с фотографом они начали в конце 40-х годов 20 века. Их результатом в 1941 году стала фотография «Дали Атомикус».
На фото изображен полный хаос: три кошки, летящие в разных направлениях, Дали в полете и ведро разливающей воды. Фотограф вдохновился открытием планетарной модели атома. Для создания идеального кадра было сделано 28 снимков и пролито пару литров воды. На фото нет малейшего намека на фотошоп.
Итак, творчество не стояло на месте, живописцы всегда придумывали что-то новое и невероятно захватывающее. Картины живописцев – это их же монологи. На них они пытаются раскрыть свои мысли и чувства, как позитивные, так и негативные. Сюрреалисты акцентируют внимание на том, что жизнь пробегает незаметно. Они заставляют зрителей разгадывать тайны и искать скрытые смыслы в своих работах, которые могут уходить далеко за рамки позволенного.
Черты современного сюрреализма немного изменились. Его представители уже не так сильно пытаются показать философию работы, но в их сюжетах всё так же присутствуют главные ингредиенты: спонтанность и алогичность.