Ярчайшие представители сюрреализма

Картині Представителей сюрреализма

Жанр сюрреализм и его представители — новая глава в живописи. Казалось бы, что уже невозможно было удивить любителей изобразительного искусства каким-либо новым направлением в начале XX века. Однако на почве изрядно «удобренной» символизмом, футуризмом, дадаизмом, абстракционизмом и прочими «измами» появился росток нового художественного направления – «сюрреализм».
Идеологом и куратором этого направления назначил себя писатель и поэт Андре Бритон, он же создал «Манифест сюрреализма», в котором попытался сформулировать идеологическую платформу и философию нового течения. Важнейший постулат сюрреализма – это отделение сознательного от бессознательного, сна от реальности, возвышение духовного над материальным (отсюда и название «сверхреализм», «надреализм»). Вокруг Бритона образовалось молодежно-богемное братство представленное художниками (Дали, Магритт, Миро, Кирико, Эрнст), фотографами (Халсман, Штерн, Рей), кинематографистами (Кокто, Бонюэль).

Кто же они — ярчайшие представители сюрреализма?

Главным источником творчества сюрреалисты считали сферу подсознательной деятельности человека (сновидения, галлюцинации, состояния транса) – отсюда огромный интерес к теории психоанализа Зигмунда Фрейда.
Сальвадор Дали (1904-1989)

«Сюрреализм – это я»,- с присущей ему «скромностью» заявил Сальвадор Дали. И время подтверждает его право на такое высказывание. Мало кто знаком с манифестом Андре Бритона, а вот ужасные и прекрасные страницы XX века, как в зеркале отражены в работах художника.

Свои «следы» странный, эпатажный и гениальный Дали оставил не только в живописи, но и в кинематографе, фотографии, рекламе, литературе. Результатом сотрудничества с режиссером Люисом Бунюэлем стал короткометражный фильм «Андалузский пес», который и сегодня способен шокировать публику, а в фильме Альфреда Хичкока «Завороженный» знаменитая сцена сна – это плод буйной фантазии Дали. Даже его внешний вид и знаменитые усы – антенны были произведением искусства. «Трудно привлечь к себе внимание даже ненадолго. А я придавался этому занятию каждый день», — писал Дали.
В юности художник имел много комплексов и фобий. После знакомства с работами Фрейда, он стал его поклонником и затем и пациентом. На основе трудов психоаналитика Дали придумал свой особый параноидально – критический метод и написал картину «Метаморфозы нарцисса». Фрейд, увидев её, по словам Дали, сказал: «Глядя на картины старых мастеров, пытаешься обнаружить в них подсознательное, а при виде сюрреалистического произведения напротив, ищешь там сознательные элементы».

«Постоянство времени» 1931

картина Дали Постоянство времени
Это самый узнаваемый шедевр Дали, его «визитная карточка».
На картине изображены часы: одни обычные, но перевёрнутые вниз циферблатом, трое часов – мягкие, расплывающиеся и стекающие с разных поверхностей. Картина наполнена объектами символами: море – вечность, яйцо – жизнь, муха – муза, зеркало – непостоянство, сухая олива – мудрость, муравьи – гниение и разложение. Все символы изображены на фоне узнаваемого пейзажа Порт – Льигата.
Необыкновенные, стекающие, расплавленные часы часто ассоциируются с субъективным восприятием времени или с цитатой Героклита: «Всё течет, всё меняется». Дали рассказывал, что образ мягких часов был навеян видом плавящегося и стекающего с тарелки сыра. «Но суть не в том, что растекаются! Суть в том, что мои часы показывают точное время»,- говорил великий художник.
К этим образам он возвращался несколько раз: «Мягкие часы в момент первого взрыва» и «Дезинтеграция постоянства памяти» картины, написанные в 1054г.

«Лебеди, отражающиеся в слонах» 1937

картина Дали Лебеди отражающиеся в слонах

Работа написана вдали от Испании, но пейзаж, изображенный на ней – это бухта мыса Креус в Каталонии. «Лебеди, отражающиеся в слонах» как и «Метаморфозы Нарцисса» — это двойные образы, созданные пресловутым «параноидально – критическим» методом.
В центре, на островке, возвышаются обломанные, скрюченные деревья, под которыми плавают три лебедя. Отражаясь в стоячей свинцовой воде, лебеди и деревья сливаются в силуэты слонов. В левой части картины виднеется фигура мужчины, стоящего спиной к заводи. Несмотря на отсутствие сходства – это автопортрет. Поза человека вносит некий диссонанс: он не видит, какая метаморфоза произошла с самыми обычными предметами, он упустил чудесный миг, подаренный ему Вселенной.

В заключении рассказа о представителях в сюрреализме художников и литераторов можно точно сказать, что этот жанр ещё громко заявит о себе. Ведь здесь не только огромное поле для размышлений, самокопания и самоанализа. Сюрреализм, в первую очередь — это способ мышления и жизненная позиция.