Главные сюрреалистичные фильмы

сюрреализм мужчина с лестницей экран в кинотеатре

Список ТОП фильмов, которые признаны лучшими в стиле сюрреализм. Современные картины и вышедшие ещё во времена СССР никогда не потеряют своей актуальности. Они как будто находятся вне времени и остаются всегда нужными. Это такой жанр, это такая подача материала, где важна не столько аппаратура участвующая в сьёмках, сколько идея автора.

На первый взгляд кажутся странными ну а после просмотра которые въедаются в память навсегда. Именно так я бы коротко описал сюрреалистичное кино о котором сегодня пойдёт речь. И разница между привычными — классическими фильмами и картинами этого иногда сложного а иногда и до гениальности простого стиля только в том, что сюжет объясняется (если сравнивать с живописью) не прибегая к фотографической точности а т.с. выпячивая только основное. Не боясь угловатостей и набрасывая на условный холст крупным мазком режиссёр смело высказывается о сложностях в обществе. Часто о том, о чём мы часто предпочитаем помолчать.

Ну а коли сам термин «сюрреализм» — французский, отдадим честь нации породившей это направление, рассмотрим в основном кино, режиссёры которых выходцы из этой прекрасной страны. Ещё обязан заметить, и чтобы никому вдруг не захотелось обвинить автора в необъективности, ответственно заявляю, что все картины по-своему хороши а их чередование никак не связано с приоритетностью, значимостью и ролью в мировой культуре.

Деликатесы

Оригинальное название: Delicatessen
Год выпуска: 1991
Режиссёры: Марк Каро, Жан-Пьер Жёне

Комедия с явным чёрным оттенком от нашумевших в будущем создателей «Города потерянных детей». Действия происходят в выдуманной вселенной, где пища уже не столько простой источник питания организма, сколько денежная единица.

Владелец магазина — торговец мясом Клапе, нанимает к себе в лавку подсобника. В начале история для новоприбывшего работника складывается  даже очень хорошо: хороший рацион питания, внимательный и угодливый начальник. Однако, вскоре выяснится, что работник — и есть будущий товар этого магазина.

Этот сюрреалистичный фильм не изобилует сценами жестокости. Все они, как бы остались за кадром, хотя сознание всё равно отлично дорисовывает жуть происходящего.

Идея фильма зародилась у режиссёра после того, как он имел печальную практику — жизни над мясной лавкой. Каждое утро мясник кричал на своего подчинённого, громко приказывая своему работнику «резать мельче» продукцию. Ходили шутки, что там резали посетителей.

Глаза без лица

Оригинальное название: Les yeux sans visage
Год выпуска: 1960
Режиссёр: Жорж Франжю

Главная героиня фильма — девушка Эдна (дочь хирурга). Несчастный случай обезображивает ей лицо и в следствии чего она вынуждена больше никогда не выходить из дома и носить маску. Хоть и своеобразно, однако любящий её отец решает воссоздать былую красоту своему ребенку тем, что заманивал её сверстниц в дом ради пересадки лицевой кожи.

Вход в пустоту

Оригинальное название: Enter the Void
Год выпуска: 2009
Режиссёр: Гаспар Ноэ

В следствии авиакатастрофы дети (Оскар и Линда) остаются сиротами. Как часто случается при таких обстоятельствах, они не находят себя в привычных профессиях и Линда становится стриптизёршей а Оскар — наркодилером. В одной из полицейских облав молодого человека убивают и дальнейшие действия разворачиваются уже от лица души покойного, то и дело проигрывая возможные исходы той или иной ситуации и результаты, к которым часто приводят наши необдуманные решения.

Сюрреализм в фильме проявлен в полной мере путём погружения зрителя в мир потустороннего. Наполнен непривычными звуками, красками непривычных оттенков, нетривиальными решениями героев.

Вивариум

Оригинальное название: Vivarium
Год выпуска: 2020
Режиссёр: Лоркан Финнеган

Хоть фильм и заявлен как фантастический триллер, однако сюрреалистических, философских сцен в нём предостаточно.

Молодая пара наконец-то решает приобрести себе недвижимость в виде небольшого загородного домика. Они бы должны были насторожиться ещё на этапе знакомства с риэлтором, но хорошая цена и желание как можно скорее переехать в свои квадратные метры затмевает осторожность. Как оказалось позже, этот дом не так то просто покинуть…

Хорошая графика, сюжет и повод задуматься над настоящими жизненными ценностями.

Кин-дза-дза!

Год выпуска: 1986
Режиссёр: Георгий Данелия

Можно долго спорить о том, в какой мере этот фильм эпохи позднего СССР сюрреалистичный, вот только основному критерию (представление не реального и фантастического через привычные образы) он вполне отвечает. Пронизан тонкой иронией и глубокой философией облачённой в простую форму. События разворачиваются на далёкой планете где всё по-другому чем у нас кроме только — человеческих отношений и иерархической субординации.

Ещё раз о сюрреалистичных фильмах…

Дорогие друзья, конечно, это далеко не весь перечень достойных работ о которых я бы хотел сегодня вам рассказать. Я лишь хотел донести о том: чтобы понять роль сюрреалистичного жанра в том же кино, важно осознать что через вплетение его, например в фильм,  режиссёр способен сказать гораздо больше!

Поэт — точнее напишет свой стих. Художник и скульптор — доходчивее и ярче образы. Вот такая она — сила искусства и его ранимость в то же время.