Андре Бретон — сюрреализм от гения

Портрет художника сюрреалиста Андре Бретона

Андре Бретон был не только художником-сюрреалистом, но ещё французским поэтом и писателем прозы. Благодаря своему особому стилю письма, слогу, он смог изменить классическое понимание жанров и это вылилось в создание нового художественного направления.

Что представляет собой сюрреализм от Бретона?

Первые упоминания об этом направлении в литературе и живописи датируются 1920-м годом. В переводе с французского термин «сюрреализм» означает «надреализм» или «сверхреализм». Направление постоянно претерпевало изменения и основные контуры стали вырисовываться лишь к 1960 году.

Предпосылки к созданию нового направления

Интересно, что по образованию писатель и поэт Андре Бретон является доктором психологических наук. Он закончил один из самых престижных университетов Франции – Сорбонну. После окончания он отправился на войну – в тот момент гремела Первая Мировая Война. На фронте ему удалось познакомиться с известными писателями и поэтами, что сильно повлияло на его дальнейшую судьбу и род деятельности.
Отправной точкой к созданию нового течения стала работа «Магнитные поля», опубликованная в 1919 году совместно с Филиппом Супо. Эта работа была написала в абсолютно новом стиле – в стиле автоматического письма.

Как автоматическое письмо определило появление сюрреализма

Андре Бретон, будучи психологом по образованию, применял некоторые психологические методы и в литературе. Автоматическое письмо предполагает написание письма в «неосознанном состоянии». Пациент пишет то, что ему диктует его «бессознательное». Это может происходить во время медитации, гипноза, состояния транса. Такое письмо можно писать и в полном сознании.
Предполагалось, что такое письмо помогает пациенту освободиться от своих тайных страхов, переживаний, скрытых, подавленных эмоций, детских травм и т.д. То есть, написанные тексы – это будто поток мыслей, существующий на границе двух миров или двух реальностей. Это связь между сном и реальностью, между миром живых и миром духов. Это легло в основу сюрреализма.

Все постулаты и образы были лишены какой-либо критической оценки разума. Писатели работали на террасе кафе, максимально абстрагировавшись от всего, что находилось вокруг них. Их целью было создать именно такой текст, в котором мозг не успевал бы давать оценку тем или иным суждениям, им требовалось максимальная свобода от диктатуры мозга. Полная свобода и атмосфера произвольности, отсутствие строгой необходимости логики – это то, что писатели и художники уже давно хотели видеть в своем творчестве, но так и не могли решиться. Именно поэтому этот небольшой эксперимент вылился в такое масштабное «событие» — в новое творческое направление.

Большая популярность обусловлена также и тем, что новый стиль начал появляться на фоне событий Первой Мировой войны, что еще больше подстегивало у французов желание обрести свободу, сбросить с себя бремя войны. Везде царили разрушения, крах, бедность, страдания – это давило и люди теряли надежду, теряли себя. Особенно тяжело приходилось писателям, которым нужно было отстаивать свои идеалы. Автоматическое письмо Бретона и Супо стало для них новым «глотком свежего воздуха» и позволила объединиться, вновь обрести смысл.

Официально сюрреализм Бретона получил свое документальное подтверждение в его следующей работе «Манифест сюрреализма». Это произошло в 1924 году. Легендарной стала одна из строчек манифеста: «Искусство начинается в тот миг, когда швейная машинка может встретиться с дождевым зонтом на операционном столе».

Бретон предполагал в новом течение сконцентрироваться на случайной генерации идей подсознательного, а обыденное, привычное старался игнорировать. При этом, сюрреализм сочетал все одни лишь крайности – в нем обсуждались идеи и способы ухода от реальности, и в то же время, практики, который возвращали к активной деятельности в обществе. Для чего такое противоречие было нужно до сих пор неясно, но предположительно, это была попытка скрыть те общественные и политические устои, которые привели к деморализации общества и создали предпосылки для начала Первой Мировой войны.

Сюрреализм Бретона появился очень внезапно. Он буквально взял штурмом весь художественный и поэтический мир. Стремительно набирая обороты, он обратил на себя взоры большинства. Он представлялся чем-то скандальным, постыдным, будто нежеланный ребенок. Но в самое короткое время все изменилось – именно такое внезапное появление способствовало тому, что его «требования» были услышаны.
Некоторые все же так и нес могли с ним примириться и называли новое течение «алхимическими и сатанинскими действиями».
Бретоновский сюрреализм распространился так широко, что оказывал свое влияние на понимание некоторых философских постулатов, определял эстетику некоторых вещей и споров.

Если говорить о философии и сюрреализме, то они сходятся на рубеже непринятия материализма. Отдавая предпочтение идеальному (бессознательному опыту, снам, воли), сюрреализм отрицал первичность и господство материи над «идеальным».

Сюрреализм Бретона и фрейдизм

Основы сюрреализма по своей сути совпадают с принципами фрейдизма:

  • Многие писатели и художники начинали творить еще окончательно не проснувшись, к примеру, Сальвадор Дали. Тем самым, они пытались сохранить ту связь с бессознательным и сновидениями, которой интересовался фрейдизм.
  • Некоторые методы работы, использовавшиеся в сюрреализме Бретона, к примеру, произвольное разбрызгивание краски, фроттаж и др. соответствуют методике «свободных ассоциаций», применяемой в фрейдизме для познания внутреннего мира человека.
  • Модель бессознательного, предложенная фрейдизмом, означала активную и бурную жизнь подсознания, где нет запретов, морали и логики, где царит полная свобода – это находило отклик у сюрреалистов времен Бретона.
  • Идеология сюрреализма во многом совпадает с направлением Фрейда, так как лидеры сюрреализма, в том числе, Андре Бретон, изучали фрейдизм и даже встречались с самим Фрейдом.

Подводя итоги, можно сказать, что новое сюрреалистичное течение, предложенное Андре Бретоном, стало новым этапом в развитии литературы и живописи. Оно подарило миру огромное количество талантливых писателей и художников. Новые принципы, свобода, отказ от ограничений позволили им творить и оставить после себя большое культурное наследие, которым восхищаются даже сегодня.