Макс Эрнст и его сюрреалистичные картины

Художник сюрреалист Макс Эрнест

Признанный мастер коллажа и создатель новых художественных техник Макс Эрнст по праву занимает центральное место в ряду художников – сюрреалистов.
Пожалуй, он последовательнее всех членов сюрреалистического братства исследовал ключевое понятие «автоматическое письмо» («психологический автоматизм»), при котором помимо сознания автора на листе появлялись случайные линии, образующие причудливые образы. Он был близок с дадаистами и сюрреалистами, но главным для него оставалось исследование собственного подсознания и рождаемых им галлюцинаций. Ещё в юности художник увлекался оккультизмом и психологией, изучал творчество душевнобольных пациентов
Эрнст изобрел фроттаж — метод перевода на бумагу текстуры дерева, ткани или другого материала путем натирания бумаги углем или грифелем. 34 таких фроттажа Эрнст опубликовал в книге «Естественная история», в которой все образы были тесно связаны с природой.

«Двое детей, испуганных соловьём» (1924)

сюрреализм Макс Эрнест Двое детей и соловей
Эта работа наиболее показательна в плане сочетания разных техник и материалов. Небольшая картина заключена в довольно массивную раму. Зрителям как бы предлагается заглянуть в окно, в другой мир. Поверх картины прикреплена незатейливая конструкция, изображающая фасад дома и часть крыши, а в углу примостилась приветливо распахнутая калитка.

Видео обзор картин Макса Эрнста


Картина, разворачивающаяся за рамой, во дворе дома, далека от идиллической. Странный человек крадется по крыше и несёт младенца, он тянется к вынесенной за пределы картины кнопке электрического звонка. На ярко-зеленой траве в изломанной позе лежит одна девочка, другая — напряженно следит за крошечной птицей, мечущейся в синих небесах. Девочка готова защищать себя, в руке у нее длинный нож.

Как и у других художников – сюрреалистов в творчестве Эрнста не обошлось без проявлений детских трагедий, страхов и фобий. Возможно, здесь нашли отражение боль от потери любимой сестры и детский кошмар, связанный с образами птицы.

Ангел домашнего очага (1937)

Картина сюрреализм Ангел домашнего очага
В 1937 году над Европой сгущались тучи фашизма, а в Испании уже полыхал огонь гражданской войны. Тревожные настроения пронизывали все слои общества, страх перед неизбежным ужасом наполнял сердца и будоражил мысли. Естественно, что люди творческих профессий очень чутко воспринимали угрозу фашизма и доступными им методами отражали свои чувства.
Эрнст в это время жил в Париже и хотя физически он не ощущал давления фашизма, но тревога за друзей и знакомых, тяготили его. Сам он дал такое пояснение к картине: «»Ангел очага и дома» — это ироническое название чудовищного создания, которое идет, сметая все на своём пути. Здесь я попытался передать предчувствие того, что вскоре может случиться со всем этим миром».

На картине изображено нелепое существо со слепыми глазами, зубастым клювом и когтистыми лапами. Оно разряжено в яркие лоскуты ткани, и вся его поза выражает триумф. На первый взгляд кажется, что монстр радуется чему-то, даже приплясывает. Общий фон тоже не вызывает большой тревоги: под ногами существа безмятежные зелёные холмы, а над головой пока ещё светлое небо, лишь начинающее затягиваться серыми облаками.

Что действительно пугает, так это чудище, вырастающее из ноги монстра. Оно похоже на фантастическую инопланетную тварь с восьмипалой лапой, глазом на длинном отростке и непропорциональной пастью.
Нелепость, нереальность, необъяснимость надвигающейся нацистской угрозы воплотилось в такой же безумной иррациональной форме художественного образа.